Выступление

1 слайд. Здравствуйте, меня зовут Андрюкова Наталья Владимировна, я работаю воспитателем в детском саду «Малышок» в городе Таруса. Тема моей работы «Практико-ориентированный проект « Город, в котором мы живем »

2 слайд. Воспитателем в детском саду я работаю  12 лет, из них 10 лет с детьми старшего дошкольного возраста. Труд воспитателя считаю очень важным. Воспитатель-педагог – это «детоводитель», который берет ребенка за руку и ведет, ведет в мир взаимоотношений, мир прекрасного, мир познания. 

3 слайд. 

«Человеку никак нельзя жить без Родины, 

как нельзя жить без сердца».

К.Паустовский

В последнее время чувство  патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к  родной стране, воспитание основ гражданственности. 

Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства – к своей семье, дому, детскому саду, своей улице, своему посёлку, к тому, что значимо и понятно  - с любви к его малой Родине.

4 слайд. 

Патриотическое воспитание дошкольников предусматривается в таких основных законодательных и нормативно-правовых документах, как Закон об Образовании, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г. », ФГОС дошкольного образования. Проанализировав данные документы, я осознала важность включить в программу по воспитательно-образовательной работе с детьми старшего возраста по патриотическому воспитанию регионального компонента и познакомить детей с их малой Родиной, поэтому я и решила реализовать свой проект.

5 слайд. И поставила перед собой  цель - Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому своего народа.

6 слайд. Задачи:

  • Расширять знания детей о родном городе, его истории, символике 
  • Формировать интерес к прошлому и настоящему родного города.
  • Расширять представления детей о достопримечательностях своего города.
  • Знакомить с творчеством поэтов, художников, прославляющих наш город.
  • Воспитывать любовь к родному городу.
  • Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
  • Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

7 слайд.  

Вид проекта: долгосрочный, совместный, информационно-практико-ориентированный.

Сроки реализации: октябрь 2014 – май 2015 года.

Участники:  дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Интеграция:

  • Познавательно-игровые занятия
  • Целевые прогулки
  • Экскурсии, наблюдения
  • Беседы
  • Продуктивные виды деятельности
  • Физическое развитие
  • Музыкальное развитие
  • Игровая деятельность

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 

  • владение Интернет-пространством,  
  • приобретение методической, научной и специальной литературы;  
  • использование  ИКТ, видеопроектора, видеоэкрана, фотоаппарата. 

8 слайд. 

Этапы проекта:

1. Информационно-накопительный: 

  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана
  • Разработка конспектов занятий
  • Создание развивающей среды
  • Подбор игр и оборудования

2. Организационно-практический.

3. Презентационно - завершающий 

  • КВН «Мой город – моя малая Родина!»
  • Выставки продуктов детской  деятельности. 
  • Оценка этапов реализации проекта детьми. 

4. Контрольно-рефлексивный 

  • Подведение итогов. 
  • Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

9 слайд. 

Было выделено 4 направления работы:

  1. Создание  развивающей предметно-пространственной  среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота
  2. Разработка методического инструментария  по  ознакомлению дошкольников с малой Родиной
  3. Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства в процессе реализации системы  работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной
  4. Привлечение родителей к воспитательно– образовательному процессу через различные формы.

10 слайд. Свою работу я начала с построения предметно-развивающей среды. Для патриотического воспитания и поддержания интереса к малой Родине – Тарусе в групповой комнате было отведено место для создания центра «Моя Родина - Таруса». Были созданы: 

  • Уголок патриотического воспитания: фотоальбомы, дидактические игры, карта Российской Федерации, государственная символика
  • Книжный уголок: подборка художественных произведений,  пословиц, поговорок, иллюстраций
  • Уголок изобразительного творчества: расходные материалы, образцы рисунков, декоративных росписей,  фотографии, народные игрушки
  • Игровая зона: атрибуты для с/р игр «Семья»,  «Детский сад»,  профессии, игры со строительным материалом, дидактические игры.

11 слайд. Для организации воспитательно-образовательной работы с детьми проводилась: 

  • Непосредственно-образовательная деятельность: 
  • Познавательно развитие,
  • Коммуникация,
  • Рисование 
  • Лепка
  • Аппликация
  • Музыка 
  • Физическое развитие 
  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: 
  • Наблюдения 
  • Игры
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций
  • Ситуативные беседы, 
  • Обсуждение праздников, мультфильмов, 
  • Проектная деятельность 
  • Самостоятельная деятельность детей: 
  • Игры
  • Деятельность в уголках  творчества  
  • Культурно – досуговая деятельность:
  • Сезонные праздники 
  • Театральные представления 
  • Общественно – значимые праздники
  • Досуги, развлечения

10 слайд. Была проведена следующая работа с родителями:

  • Анкетирование 
  • «Отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в д/с»,
  • «Результативность взаимодействия детского сада и семьи»
  • Консультирование 
  • «История Тарусы»,  «Таруса в годы войны»,  «Сад Ракицкого»,  «Таруса и писатели»,  «О тарусских мастерицах», «Город художников», «Таруса музыкальная», «Таруса на экране», «Географическое положение Тарусы», «Правила дорожного движения», «Правила поведения на природе».
  • Памятка для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Родительские собрания
  • «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 
  • Выставки детских работ.
  • Праздники и развлечения
  • «День знаний, «8 Марта»,  «День защитника Отечества»; Праздничный концерт, посвящённый 9 Мая
  • Другая деятельность
  • Изготовление атрибутов для игр, праздничных мероприятий.

11 слайд.

Работа была направлена, чтобы достигнуть следующих результатов:

  • Дошкольник знает свое имя, фамилию, день рождения, имена родителей, адрес; 
  • Дошкольники имеют представления о родном городе, его символике, достопримечательностях, людях, которые прославили город;
  • Перечисляют представителей растительного и животного мира, способы защиты и охраны природы от губительного влияния человеческого фактора;
  • Ориентируются по карте; узнают на открытках знакомые места и памятники, могут рассказать о них;
  • Знают и называют основные предприятия города, и профессии людей, называя основные трудовые действия, знает кем и где работают члены семьи; 
  • Реализуют полученные знания в повседневной жизни и в продуктивной деятельности;
  • Испытывают чувство гордости за свою семью, город; 
  • Уважают труд взрослых, помогают старшим и сверстникам; 
  • Повысится профессиональная компетентность педагогов по данному вопросу, материалы будут использованы в образовательной деятельности, в консультационной работе педагога в системе дошкольного воспитания.
  • Повысится уровень сотрудничества детей, воспитателей, родителей, степень вовлеченности в общую деятельность.

На протяжении всей  реализации проекта я увидела, что у детей значительно повысился интерес к родному городу, его истории, достопримечательностям. Дети начали высказывать слова гордости за родной край. По результатам внутреннего мониторинга более 90 % детей имеют средний и высокий уровень усвоения программного материала по данной теме. 

Родители также стали проявлять интерес к истории Тарусы, предлагать помощь в разных мероприятиях патриотическому воспитанию детей.По результатам социологического опроса 80% родителей удовлетворены работой детского сада.  

Таким образом, я могу сказать, что поставленная цель  по реализации проекта достигнута, и работа может быть продолжена с внесением  изменений и дополнений.

12 слайд.

  • Пополнять картотеку конспектов НОД по краеведению; 
  • Продолжать пополнять в ДОУ музей «Горенка»; 
  • Разработка анкет для родителей; 
  • Пополнение и изготовление дидактических игр; 
  • Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея; 
  • Постоянно пополнять уголки по краеведению в группах; 
  • Вести семинары по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания.