Артемьева Александра Владимировна - Взаимодействие педагогов дошкольного образования и начальной школы как условие успешной адаптации ребенка к школе 

Взаимодействие педагогов дошкольного образования и начальной школы как условие успешной адаптации ребенка к школе

                   

Подготовила:

Воспитатель 1 кв. категории 

Артемьева Александра Владимировна

                                       

Подольск, 2015

При поступлении в школу происходит смена социальной позиции ребенка, что влечет за собой ломку старых стереотипов, поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований.

Именно поэтому, адаптация к школе - это особо важная и серьезная проблема. В этот трудный период жизни важно помочь ребенку обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Это приводит к тому, что дальнейшая успешность ученика во многом будет зависеть от того, как он начнёт учиться.

Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия, взаимодействия дошкольной и начальной ступеней образования.

В современных Федеральных государственных стандартах дошкольного и начального образования основной задачей ставится раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

Дошкольное воспитание сегодня  является первым звеном единой системы народного образования. Поступление выпускников дошкольного образовательного учреждения в начальную школу происходит в процессе приспособления детей к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности детей к обучению в школе. Процесс адаптации выпускников в школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения и воспитания, традициям и ценностям начальной школы.

На сегодняшний день педагогами и психологами разработаны программы, направленные на подготовку и адаптацию детей к обучению в школе.

В современном дошкольном образовательном учреждении эти программы, позволяют, наряду с развитием основных качеств и свойств ребенка, как активной личности, одновременно подготавливать его к школьному обучению. 

Программы по адаптации детей к школе позволяют создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Взаимодействие дошкольного и начального образования в Федеральных государственных образовательных стандартах рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. А школа опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Именно такое взаимодействие позволяет ребенку успешно адаптироваться в новых для него условиях.

Преемственность дошкольной и начальной ступени образования предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного воспитания к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап взаимодействия детского сада и школы.

На современном этапе взаимодействия произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Сегодня широко распространенны образовательные учреждения «Начальная школа – детский сад». 

Центральной идей создания образовательного комплекса «Начальная школа – детский сад» №58, в городе Подольске является создание оптимальных условий для личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Система работы данного образовательного учреждения состоит из двух подсистем (дошкольной и школьной), которые функционируют как самостоятельные по своим планам, режимам. При этом в учреждении используются образовательные программы «От рождения до школы» в дошкольном секторе и «Школа России» в начальной школе, что позволяет обеспечивать преемственность в непосредственно образовательной деятельности.

Взаимодействие дошкольного и школьного сектора образовательного учреждения происходит, следующим образом:

  • Взаимодействие педагогов:

- Взаимопосещения учителями занятий в подготовительной к школе группе и воспитателями уроков 1 класса.

- Проведение педсовета по изучению и анализу программ начальной школы и детского сада, нормативно-правовой базы по ФГОС дошкольного образования и ФГОС НОО

- Организуются встречи за круглым столом, на темы: анализа успеваемости первоклассников, какими видят будущих первоклассников воспитатели и учителя

- Проводится психодиагностическая работа с детьми 4- 6 лет, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, необходимого для развития и подготовки к школе

- Осуществляется единый подход в воспитании культуры поведения.

  • В работе с детьми:

- Проведение экскурсий в школьный сектор

 - Проведение совместных праздников и развлечений 

- Организация театральных представлений школьниками, для детского сада;

- Организация совместных прогулок, 

  • В работе с родителями проводятся

- Тематические родительские собрание в подготовительных группах с участием учителей начальных классов

- Дни открытых дверей в детском саду и начальной школе

- Консультации для родителей

- Индивидуальные беседы с родителями детьми

В первом классе на уроках в период адаптации применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. В классе создается спокойная, доверительная атмосфера.

Таким образом, в образовательном учреждении вида «Начальная школа – детский сад» созданы условия, которые позволяют создать наиболее успешную предметно-развивающей среду для реализации преемственности между дошкольным и начальным образованием. Данная форма организации педагогического взаимодействия способствует эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Тесный деловой контакт между педагогами дошкольного и школьного секторов способствует появлению разнообразных форм обучения, осуществлению индивидуального подхода к воспитанникам, возможности учитывать особенности развития каждого ребенка, на разных возрастных этапах в период от 3 лет до окончания начальной школы.