Куракова Ирина Александровна - Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках во внеурочной деятельности

Формирование патриотической компетенции обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Куракова Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 35 г.Шахты

Ростовская область

Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.  

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, выделяет в «портрете выпускника начальной школы» следующие показатели:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 А личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…

      Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей начальных классов состоит в необходимости искать новые формы по воспитанию патриотических чувств. Для решения проблем патриотического воспитания выделила основные направления работы:

1. Учебная деятельность

2. Внеурочная деятельность

3. Внеклассная деятельность

4. Работа с родителями

1. Учебная деятельность

 Рассмотрим возможности учебных предметов.  На уроках литературного  чтения  и  русского языка  учащиеся  учатся  осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи , принципам речевого этикета,  выполняют задания творческого  и  исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам. На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой усиливается, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки) через использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок. В образах могучих богатырей, в первую очередь, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, воспеты и прославлены в веках мужественные защитники родной земли, беззаветные борцы за ее независимость, спокойствие и свободу. Наряду со сказками былины для многих детей -  любимое чтение.Ознакомление с окружающим миром формирует уважение к России, к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны.  На уроках отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны, знакомимся с важными историческими событиями в ходе становления нашего государства, с выдающимися российскими государственными деятелями, с великими путешественниками, с природой России, родного края. На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о  растительном и животном мире и т. д., Учебник  математики содержит рубрику «Путешествие в прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями.   Уроки технологии  и изобразительного искусства дают возможность  создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику: «Мой край», «Моя улица», «Мой дом», « Символ святой Руси» и др. позволяют учащимся выразить все свои чувства, эмоции и взгляды на мир. Неоценима роль уроковОРКСЭ в формировании порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Рассматриваются такие понятия, как: мораль нравов, ценность рода и семьи, обычаи нравственной культуры, многонациональность, духовный мир людей, родного города и т. д.  «На уроках физической культуры проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».

2- 3. Внеурочная и внеклассная деятельность

       Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнения себя с другими. Всё это является основой для построения воспитательного процесса, направленного на гражданско-патриотическое воспитание школьников.  Во внеклассной работе можно выделить несколько направлений по патриотическому воспитанию:

  • Гражданско-патриотическое
  • Социально-патриотическое
  • Военно-патриотическое
  • Спортивно-патриотическое 
  • Историко-краеведческое 

 В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается процесс усвоения нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Поэтому для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации учебно-воспитательного процесса. Чем разнообразнее эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс. В качестве форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выступают: 

  • проекты школьников;
  • беседы, классные часы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности; 
  • тематические утренники, проведение совместных праздников; 
  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти; 
  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы; 
  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры; 
  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения; 
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки; 
  • ролевые игры, проигрывание ситуаций; 
  • моделирование, проектирование; 
  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками; 
  • тест-опрос, тренинги; 
  • презентация книг гражданско-патриотического воспитания; 
  • социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию. 

 В классе я провожу следующую внеклассную работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории России - Час размышления «Отечественная война 1812 года», «День народного единства», час общения: «Олимпиада – 2014 года. История олимпийских игр»….  Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», составляли свою родословную. Класс участвовал в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери». Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Проводим Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания, придумывают игры. 

 Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. 

В связи с этим в классе проходили Уроки Мужества и Славы: «Я гражданин России» - всемирный урок мира, «Я человек и гражданин», «Защитникам Сталинграда посвящается…» «Никто не забыт, ничто не забыто», «День Победы с сединою на висках».

Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края.  Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, совершающими героический подвиг в тылу, работающими во имя Великой Победы. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление. Встрече с ветеранами предшествует большая поисковая работа. Ученики собирают дополнительную информацию, которая после тщательного отбора используется на мероприятии. Содержание поисковой работы способствует формированию у младших школьников мотивов гражданского, патриотического поведения и ответственности. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины. Так, тесно работая с сотрудниками городского краеведческого музея, мы провели экскурсию «Дорогами памяти» и поработали над проектом: «Памятники нашего города , посвященные героям ВОВ», использовав архивный материал семей учащихся  завершили исследовательскую работу « Наши деды – солдаты Победы», оформили папки:  «Памятники нашего города», «Города – герои»,

«Песни военных лет», «Сталинградская битва». Совершив автобусную

 экскурсию «Прогулки по улицам старого города», каждая семья провела 

исследовательскую работу, в результате которой мы узнали истории тех 

улиц, где живут ребята. Материал был представлен в форме рассказов, былин, стихов, песен.

 Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой национальных отношений. Наш класс многонациональный. Здесь учатся ребята 3 национальностей. Проводя мероприятие «Обычаи разных стран», каждый познакомил с традициями своего народа, приготовил национальные блюда, поведал об обычаях, легендах своего рода. Радость общего дела, познания своих корней объединило родителей и детей. В октябре этого учебного года в начальной школе прошел Фестиваль национальных культур «Мы вместе», где царила атмосфера творчества и душевного комфорта. Также для воспитания патриотизма в работе использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась через проведение праздников: Масленица, Коляда, Луковые посиделки, Сергий - капустник, Кузьминки и другие.

4. Работа с родителями

        Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования говорится, что семья является важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка, одним из главных субъектов формирования личности гражданина и патриота. 

Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции: 

  • обеспечение диалога между поколениями в формировании личности; 
  • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества; 
  • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии; 
  • обеспечение здорового образа жизни. 

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. Я начала работу с изучения семей учащихся 1 класса: социального состава, уровня образованности родителей, их жизненных интересов, степени значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка. Родителям были предложены анкеты: «Мой ребенок», «Духовные традиции семьи», «Досуг ребенка в семье», «Какой родитель?», «Увлечения Вашей семьи». Это позволило мне, как классному руководителю понять уклад жизни семей воспитанников, их традиции и обычаи.  Осуществляется совместная подготовка к различным праздникам. Ведь праздник в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Их проведение сплачивают детей и родителей, учат их общению, взаимопониманию, взаимопомощи. Именно здесь ребёнок раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты. Родители – наши главные помощники, а часто и участники праздника. За годы моей работы сложились определённые традиции по проведению семейных праздников. Их много. Они различные по названиям, темам, содержанию. Но есть главное, что объединяет все эти праздники: стараемся готовить и проводить их всей нашей большой дружной классной семьёй. И ещё – все праздники имеют патриотическую направленность». 

В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников выступали: 

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности; 

- индивидуальные и тематические консультации; 

Привлечение родителей к проведению экскурсий и походов, к организации поездок в театр и кино, посещение музеев, проведение совместных праздников способствовали установлению благоприятного микроклимата в отношениях между классным руководителем, учащимися и родителями и создавали благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания младших школьников.  

Данные диаграммы показывают, что наблюдается рост уровня активности родителей с 1 по 4 классы. Это свидетельствует о том, что они удовлетворены воспитательным процессом в классе, школе и постепенно из наблюдателей превращаются в активных участников процесса обучения и воспитания. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания. 

Главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса является диагностика развития личности учащегося. Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Для диагностики были выбраны самые информативные методики: 

- беседа. 

- наблюдения; 

          - анкетирование;  

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий   настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

Патриотизм – великое слово!                       
К нему обращаемся снова и снова.
Важнее слова сейчас не найдёшь,
К нему призываем свою молодёжь.

И сегодня наш долг педагога-
Поддержать, повести за собой
Молодые и хрупкие души,
Что находятся рядом с тобой.